пн
сентября
Казанские астрономы обнаружили уникальную экзопланету
Подобных открытий в истории российской астрономии еще не было.
28 августа 2017 16:50

Подобных открытий в истории российской астрономии еще не было.

Звезда HD208897 — красный гигант, около которого обнаружена планета, — находится на расстоянии примерно 210 световых лет от Солнца. Экзопланетами принято называть все планеты вне нашей Солнечной системы.

В программе по поиску экзопланет участвовали пять астрономов Казанского федерального университета — Ильфан Бикмаев, Эльдар Иртуганов, Роман Жучков, Алмаз Галеев, Сергей Мельников.

Открытие было сделано в рамках десятилетней совместной российско-турецко-японской программы по поиску экзопланет вокруг звезд — красных гигантов.

Вот что рассказал об открытии руководитель исследовательского проекта с российской стороны, заведующий кафедрой астрономии и космической геодезии Института физики КФУ Ильфан Бикмаев, который сейчас находится в научной командировке в Германии, в Институте астрофизики им. Макса Планка: «Анализ изменений лучевых скоростей звезды HD208897 позволил сделать вывод о том, что вокруг нее, на расстоянии одной астрономической единицы (150 млн км) от родительской звезды, обращается экзопланета, масса которой — около полутора масс Юпитера, а период обращения — 353 суток, почти земной год».

Несмотря на то, что у звезд солнечного типа за 20 лет мировых наблюдений обнаружено уже несколько тысяч планет, количество экзопланет около звезд-гигантов пока ограничено сотней. Причем большая часть обнаруженных планет имеет массы, в 10-20 раз превышающие массу Юпитера. А планет, масса которых приближена к массе Юпитера, обнаружено пока всего лишь 10-15. Такие планеты обнаружить труднее. Поэтому открытие никак нельзя назвать рядовым событием. Плюс к этому обнаружение экзопланеты спектроскопическим методом является первым в истории российской астрономии.